Конструкция крана представляет собой клапан, шток и корпус. Кран имеет свои слабые места - клапан, от которого требуется необходимое сочетание, как прочность и упругость.
Для того чтобы надежно закрыть седло клапана, прокладка должна быть эластичной. Это можно сравнить с паровым вентилем: он не снабжен прокладкой на клапане, хотя конструктивно и не отличается от водопроводного вентиля. Их даже часто путают при установке, так как гладкая латунная поверхность клапана парового вентиля не держит воду при установке его в водопроводной магистрали.
Следовательно, прокладка водопроводного крана должна обладать упругостью и эластичностью для плотного прилегания к седлу. В то же время она работает в таких же условиях, что и другие части крана, — стальные или латунные. Безусловно, что прокладка — элемент, которая изнашивается быстрее всего. Поэтому она должна быстро и без проблем заменяться. Заводские прокладки стандартизированы, и размер их зависит диаметра крана. Расположенное внутри клапана гнездо содержит по центру шпиндель с нарезанной резьбой под гайку (гайка с шайбой удерживает прокладку). Другой вариант установки прокладки: середина прокладки надевается на заостренный конец шпинделя и удерживается на месте за счет своей упругости, обхватывая шпиндель.
Вместе с тем прокладка не позволяет самому клапану сместиться со своего места. Надежность такого крепления достигается тем, что прокладка при установке с усилием вдавливают в гнездо клапана, утапливая на толщины её стенок. Замена прокладки таким вариантом закрепления осуществляется без проблем. Необходимо вырезать необходимую прокладку из набора и, выкрутить головку крана в сборе, снять с центрального выступа шпинделя клапан вместе с прокладкой. После надо будет надеть центральную часть новой прокладки на остроконечный наконечник центрирующего выступа. Одним главным условием при замене прокладки существует обязательное условие, которое относится также и при ремонте водоразборной и запорной арматуры в целом: прежде чем выкручивать из корпуса головку крана, необходимо закрыть воду дополнительным вентилем или вентилем на стояке, а и заранее открутить маховик. При выкручивании головки крана в положении «закрыто» возникает распорное усилие, которое создается упирающимся в гнездо клапаном. При этом нагрузка на внутреннюю резьбу головки, на резьбу штока, на шпиндель, и на сам клапан в этом случае многократно возрастает.
Замена прокладок в кранах, в которых к клапану прикрепляется прокладка шайбой и гайкой. В случае, когда это головка крана горячей воды, особых проблем не возникает. В сетях с горячей водой прокладки кранов работают в более серьезных условиях, быстрее выходят из строя и требуют замены, поэтому кран приходится часто разбирать. Сильно покрыться ржавчиной он просто не успевает. Прокладка в кранах холодной воды может проработать без замены достаточно долгое время, и за это время успевает создаться коррозийное соединение — гайка прочно сращивается с железной шайбой и со стальной шпилькой. Нередко случается так, что в разобранном кране обнаруживается, что прокладка так поизносилась, что может даже отсутствовать на своем месте, а гайка с шайбой уже давно уже ничего не удерживают, превратившись в бесформенное наслоение на конце шпильки.
При очередной замене прокладки можно поменять железную (или латунную) гайку на стальную никелированную. Прокладки для замены можно сделать собственными силами, изготовить с помощью просечки или вырезать обыкновенными ножницами из листа технической резины надлежащей толщины. Может возникнуть такая ситуация, когда случайно обнаружится, что совсем недавно установленная прокладка не держит воду. Причина этого может быть не в прокладке, а в техническом состоянии водопроводных сетей отопления и водоснабжения. Дело в том, что вместе с водой по сетевым трубам движутся кусочки окалины, частицы ржавчина, мелкие камешки, особенно это относится к системе горячего водоснабжения, так как при подогреве воды в котельных за её качеством никто не следит. Когда инородная частица попадает между прокладкой и седлом клапана, то она будет препятствовать полному прилеганию прокладки, вследствие этого закрытый до упора кран будет пропускать воду. При попытке устранить течь, еще дальше докрутив маховик, есть реальная опасность испортить новую прокладку. Действовать нужно так: при открытом кране несколько раз вращают маховик в обе стороны, для того чтобы потоком воды смыть прилипшие к седлу или прокладке частицы.
Нередко, для того чтобы демонтировать соединение для установки новой прокладки, на место износившейся, приходится порядочно потрудиться. Все дело в том, что для отворачивания гайки (обычно латунной) применяют обычные пассатижи как самый распространенный домашний инструмент. Если в кране испорчена резьба штока, то предстоит серьезная и трудоемкая работа. Хочется отметить, что эту неприятность лучше предупредить, чем устранить. Но что делать, если из подтекающего крана или смесителя вдруг в один неудачный день начинает литься поток воды? На повороты маховиков смеситель не реагирует, шток легко проворачивается в корпусе головки — всё говорит о том, что вышла из строя резьба в части корпуса головки и штока. Причем вероятнее всего неисправна резьба штока, потому что внутренняя резьба головки, по которой перемещается резьба штока, стирается гораздо медленнее.
Первым делом необходимо перекрыть контрольный вентиль. Потом надлежит определить, в какой собственно из головок смесителя произошла поломка. Далее необходимо открутить винт, фиксирующий маховик, снять его с хвостовика и выкрутить головку крана, посмотреть на состояние резьбы штока. Если сохранилась неповрежденной хотя бы небольшая часть резьбы, можно попытаться ограничиться временным ремонтом. Можно немного удлинить конструкцию штока и клапана, для этого лучше всего установить прокладку из более толстой резины.
В том случае, если временный ремонт все же не помогает, тогда придется менять шток или всю головку в сборе. При замене штока достаточно выкрутить на несколько оборотов втулку сальника, выкрутить шток из корпуса головки, извлечь его и сменить на другой. Иногда обнаруживается изъян в самом корпусе крана. Может разрушится часть седла, и даже самое плотное примыкание прокладки уже не будет сдерживать воду. Но чаще всего подвержен поломке иной, более ненадежный узел крана — его резьбовое соединение с муфтой подводки.
В этом случае опять придется перекрыть воду, а после осторожно выкрутить корпус крана из подводящей трубы. Если поломка не в муфте, а в резьбе корпуса, тогда придется менять сам кран. При этом нужно обратить внимание на то, что головка крана может быть рабочей и способной еще немало послужить: можно оставить ее на запчасти, так как головка крана в сборе является самым необходимой деталью при ремонтных работах, когда надо срочно поменять весь узел.
|